Информационно-развлекательный сайт "Копилка"
вы вошли как  ГостьГруппа"Гости"RSS


Главная | Пояснение морских терминов | Мой профиль | Выход


Меню

Статистика

Онлайн всего: 1
ЧУЖИХ 1
СВОИХ 0

...





 
ГЛАВНАЯ
 
БИБЛИОТЕКА
 
ИНФОРМАЦИЯ
 
УСЛУГИ
 
ФОРУМ
 
 
      
КРЮИНГИ УКРАИНЫ
КРЮИНГИ РОССИИ
КРЮИНГИ ЛАТВИИ
КРЮИНГИ ЛИТВЫ
КРЮИНГИ ГРУЗИИ
КРЮИНГИ ЭСТОНИИ
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ТЕСТЫ
КАТАЛОГ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ФОРУМ
Пояснение морских терминов
                                
Пояснение морских терминов

Адмиралтейский якорь — якорь с двумя неподвижными рогами, имеющими на своих рогах треугольные лапы, и штоком, укрепленным на верхней части веретена в плоскости, перпендикулярной плоскости рогов. Название "адмиралтейский якорь" появилось в 1852 году после больших натурных испытаний якорей различных конструкций, проведенных Британским адмиралтейством.

Бакштаги — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы. шлюпбалки, стеньги, дымовые трубы и пр.

Бакштов — трос, выпущенный за корму стоящего на якоре судна, для закрепления шлюпок, катеров и других мелких судов.

Балясина — точеный реек, служащий ступенькой у штормтрапа-Банка — доска, служащая поперечным креплением набора шлюпки и сиденьем для гребцов.

Барабан шпиля — вращающаяся часть шпиля. служащая для выбирания якорной цепи или швартовного троса.

Бензель — перевязка двух тросов тонким тросом или линем. Если она делается толстым тросом, то называется найтовом.

Беседка — деревянная доска, подвешенная на гордене и служащая сиденьем при подъеме людей на мачты, трубы и пр., а также при спуске за борт.

Битенг — деревянная или металлическая тумба на палубе корабля для крепления тросов.

Блок со свитнем — блок, у которого строп оканчивается свитнем. Последний служит для подвязывания блока к какому-либо рангоутному дерену или снасти такелажа.

Блоки — простейшие механизмы, служащие для подъема тяжестей, а также для изменения направления хода тросов при их тяге.

Брам-бакштаги — снасти стоячего такелажа. поддерживающие сзади стеньги.

Брам-гинцы — маленькие тали. ввязываемые в брам-фал.

Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем. В зависимости от принадлежности к той или иной мачте он соответственно получает название: на фок-мачте — фор-бом-брамсель, на грот-мачге — грот-бом-брамсель и на бизань-мачте — крюйс-бом-брамсель, Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением стеньги.

Брам-фал — снасть бегучего такелажа брам-реев, с помощью которой поднимают и спускают брам-реи. Кроме того, ею же поднимают реи под бом-салинг при постановке брамселей.

Брас — снасть бегучего такелажа, служащая для поворота рея в горизонтальной плоскости (брасопить рей),

Брашпиль
— машина для подъема якоря, в отличие от шпиля имеет горизонтальный вал.

Бросательный конец — линь, имеющий на одном конце парусиновый, набитый песком и оплетенный снаружи мешочек (грузик). С помощью бросательного конца подаются на причал (или с причала на судно) швартовные тросы,

Бугель — плоское металлическое кольцо, служащее для крепления к рангоутным деревьям частей такелажа.

Бугель с обухами — металлическое кольцо с приливами, имеющими отверстия, надетое (набитое) на мачту или рей для их укрепления оттяжками или для связи составных частей (мачты, рея).

Буйреп — трос, закрепленный за якорь и снабженный деревянным или металлическим поплавком (томбуем), который указывает местонахождение якоря на грунте.

Буксир — 1. Трос. при помощи которого буксируют суда. 2. Буксирное судно, предназначенное для буксировки других судов.

Булинь — снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкатори-ну нижнего прямого паруса.

Бушприт — рангоутное дерево, укрепленное на носу судка в диаметральной плоскости горизонтально или под некоторым углом к горизонтальной плоскости. К бушприту крепится стоячий такелаж стеньг породней мачты, а также такелаж косых парусов — кливеров.

Бык-гордень — снасть бегучего такелажа судна, с помощью которой при уборке парусов нижняя шкаторина прямого паруса подтягивается к рею.

Ванты — снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков и несколько сзади мачты, стеньги, брам-стеньги и т, п.

Вельпсы — выступы в виде ребер, сделанные на барабане шпиля, чтобы наматываемый трос не скользил.

Веретено якоря — массивный стержень, к нижней части которого прикреплены рога адмиралтейского якоря или лапы втяжного.

Верп — вспомогательный судовой якорь меньшей массы, чем становой, служащий для снятия судна с мели путем его завоза на шлюпках.

Взять рифы — уменьшить площадь паруса, свертывая его снизу и подвязывая свернутую часть риф-штертами у косых и шлюпочных парусов или подбирая парус кверху и прихватывая его рифсезнями к лееру на рее у прямых парусив,

Выбирать слабину троса — подтягивать снасть настолько, чтобы она не провисала.

Выбленки — отрезки тонкого троса, ввязанные поперек вант и выполняющие роль ступеней при подъеме по вантам на мачты и стеньги.

Выстрел — горизонтально расположенное рангоутное дерево, подвешенное под водой перпендикулярно борту судна. Выстрел предназначен для крепления шлюпок, а также для посадки в шлюпки членов экипажа судна.

Гак — стальной крюк, прикрепленный к концу тросов и цепей, служащий для подъема шлюпок, груза и для буксировки.

Галета — сухарь из ржаной или пшеничной муки, у потреблявшийся на кораблях военного парусного флота при отсутствии хлеба.

Гафель — 1- Рангоутное дерево, к которому пришнуровывается верхняя шкаторина косого паруса. 2. Рангоутное дерево, поднимаемое вдоль мачты под углом для несения днем на ходу флага, а ночью — гафельных огней.

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, прикрепленное к мачте на небольшой высоте над палубой и обращенное свободным концом к корме судна. К гику пришнуровывается нижняя шкаторина косого паруса.

Гитщы ~ небольшие тали, подвижный блок которых ввязан в какую-шбудь спасть.

Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки прямых iapycoB и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые ;гль1 паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.

Гордень — снасть, проходя щан через неподвижный одношкив-II ый блок.

Грот — I. Прямой парус, самый нижний на второй мачте ог носа грот-мачте), привязываемый к грота-рею. 2. Слово, прибавляемое к наименованиям рееа. парусов и такелажа, находящихся выше марса грот-мачты.

Грот-мачта — вторая от носа мачта корабля.

Дмрик-фал —• снасть бегучего такелажа, служащая для подъема до еста искового конца гафеля.

Драёк — инструмент для такелажных и парусных работ, прсдставля-эвдий собой небольшой цилиндрический кусок дерева с заостренными юнцами. Употребляется как рычаг при выдрайке концов.

Драйреп — снасть для подъема марса-роя.

Дректов — якорный канат "цпопочного якоря (дрека).

Каболка — самая тонкая составная часть растительного троса? скру-енная из волокон конопли, агавы или других растений-

Калышка — петля на тросе, сделанная его ходовым или коренным онцом так, что трос перекрещивается сам с собой, или образу ющаяся ри чрезмерном закручивании троса.

Клевант — 1. Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемый в юл. чтобы последний нс затягивался- 2, Небольшой деревянный брусочек илиндрической формы с круглой выточкой (кипом) посередине- Упот-гбляется для соединения флагов с фалами, на которьтк они поднимаются.

Клстень — слой шкимушгара, тонкого линя или проволоки, наклады-эемый вокруг троса против его спуска с помощью полу мушкеля.

Клетневание — особый вид такелажной работы, заключающийся в педующем; на трснцованный и насмоленный трос кладут клетневину по [уску троса так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий. Покрыв жим образом весь трос кпетневиной и укрепив его концы, приступают к аложению клетня (шкимушгар. тонкий линь или проволока) вокруг тро-& против его спуска с помощью полумушкеля.

Кливер — косой треугольный парус, который ставится впереди 'ок-мачты.

Кнехты — парные металлические тумбы, отлитые вместе с основани-'л —- плитой. Ккелты устанавливаются на палубе в носоной и кормовой частях и вдоль бортов гул на. Служат для закрепления тросов пр\-\ швартовке.

Кноп — узел я виде утолщения на конце троса для удержания или здкрепления его коренного конца.

Колышка (*бараньа нога*) — род узла для укорачивания снасш.

Коуш — металлическое кольцо, имеющее на наружной поверхности желобок соответствующей толщины для троса,

К офель-нагель — деревянный' или металлический стержень с рукоятью на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для завертывания на него снастей бегучего такелажа,

К офсль-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для хофель-нагеле И. прикрепленный горизонтально на палубе у мачт и у внутренней части борта-

Кренгельс — кольцо, свитое из прядей троса. Кренгельсы заменяют стропы, вделываются в шкаторины парусов для ввяэывания шпрюйтов, накладываются на брам-стсньги под бра м-такелаж-Кубрик — 1. Жилое помещение для команды, 2- Название одной из палуб парусного военного корабля, на которой жила команда.

Легость — 1. Небольшой мешочек, сплетенный из шнура, размером с кулак, наполненный песком. Служит грузом у бросательного конца для его подачи. 2. В торговом флоте этим термином обозначают бросательный конец.

Леер — металлический прут или туго натянутый растительный или стальной трос. используемый для привязывания парусов, стягивания тентов, сушки белья и т. д. Леерами также называются укрепленные на стойках тросы, заменяющие фальшборт судна, и тросы, натягиваемые для предотвращения падения, люде и за борт во время шторма.

Линек — короткая веревка с палец толщиной, с узлом на конце. которую использовали для наказания матросов.

Линь — тонкий растительный трос диаметром от 3.8 до ! 1,2 миллиметра, свиваемый из каболок. Для сишальных фалов и для лаглиней употребляются плетеные лини.

Лисели — дополнительные паруса в. форме трапеций, которые ставили с внешних сторон прямых парусов на лисель-спиртах-

Лисель-реек — реек, к которому пришнуровывается лисель.

Лисель-спирты — тонкие рангоутные деревья на фока- и грота-реях и на фор- и грот-марса-реях, служащие для постановки лиселей.

Лопарь — трос. основанный между блоками или юферсами.

Лот — прибор для измерения глубин- По принципу устройства лоты под разделяются на ручные, механические и эхолоты.

Лотлинь — линь или трос, к которому прикрепляется груз (гиря) лота.

Люеерс — круглое, обметанное ниткой или отделанное медным кольцом отверстие в парусе, тенте и т. п.

Манильский трос — трос, изготовленный из волокна листьев многолетнего травянистого растения абака — прядильного банана. Манильский трос крепче пенькового на 70 % и легче на 25 %, он не боится морской воды. Однако его волокно менее гибко по сравнению с пенькой и нс выдерживает такого сопротивления при завязывании в узлы, как пенька.

Марка — несколько плотно уложенных один к другому шлагов кабол-:и на конце троса для предотвращения его раошетания.

Марс (марсовая площадка) — площадка на топе составной мачты, укрепленная к лонга-салингам и краспицам. На парусных судах служит для разноса сгень-вант и местом для некоторых работ при постановке 1 уборке парусов. На марсах военных кораблей устанавливались дальномеры и малокалиберные орудия.

Марса-гитовы — снасти бегучего такелажа, с помощью которых уби-эают марсели.

Марса-драй реп — снасть бегучего такелажа марса-реев. На марса-ирайрспах и марса-фалах подвешен своей серединой марса-рей, когда

•щрсель закреплен.

Марса-рен — рей, к которому привязывается марсель- Второй снизу ?ей на мачте.

Марсель — второй снизу на мачте парус, который ставится между ларса-ресм и нижним реем.

Мачта — вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для тсганоыки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т, д-

Мусипг — кноп, сделанный не на конце снасти, а в середине.

Нок — конец рангоутного дерева, расположенного горизонтально или под некоторым углом к плоскости горизонта (гика. гафеля, рея и т- д.).

Обух — болт. у которого вместо головки сделано кольцо или поковка с проушиной в верхней части.

Огон — кольцо из троса, сделанное на конце или в середине сто. Этим кольцом обычно снасть надевается на рангоутное дерево.

Оплетка — конец снасти, заплетенный особым способом для предотв-лащения его ог развивки. Обычно оплетками заделываются концы всего

-учего такелажа. Кроме того. оплетками покрывают сплесни на таксла-кс и стропах блоков, оплетают фалрепы и пр.

Отдать конец — отвернуть конец с кнехта, за который он был завернут, или выпустить из рук. сели его держат: отвязать и отпустить конец с 'срсга или с другого судна.

Оттяжка — трос, укрепленный на ноке грузовой: стрелы, с помощью юторого грузовая стрела поворачивается вокруг верти кальной оси и за-:рспляется в нужном положении.

Пал — чугунная тумба, врытая в землю, или несколько свай, вбитых 1 грунт, за которые заводятся швартовы.

Пеньковый трос — растительный трос, изготовленный из волокон лу-ia конопли.

Перлинь — трос кабельной работы, окружностью от 4 до б дюймов 102—152 миллиметра”.

Порты — укрепленные под реями тросы, на которых стоят работаю-цие на рснх люди.

Прихватить — слегка закрепить; наскоро привязать. Прихватить что-|ибо каболкой — это значит подвязать временно.

Прядь -— вторая по толщине составная часть троса, свитая из каболок-/ стальных треков пряди свиваются из оцинкованных проволок.

Раздернуть снасть
— полностью отпустить, ослабить снасть,

Рангоут
— деревянные или металлические детали вооружения судов, федназначенные для несения парусов, выполнения грузовых работ, подъема сигналов и т. д. (мачггы, стеньги, реи, гафели, гики, бушприт. стрелы, выстрелы, утлегарь, лисель-спирты и пр.), которые иначе называются рангоутными деревьями.

Растительный трос
— трос, изготовленный из волокон растений (конопли, абаки, агавьт, кокоса и др.).

Рей
— рангоутное дерево, подвешенное за середину при помощи бей-фута к мачте или стеньге для постановки парусов или для крепления сигнальных фалов.

Риф-леер
— снасть на прямом парусе, основанная параллельно верхней шкаторине и служащая для привязывания паруса риф-сезнями при взятии рифов.

Риф-сезень
— конец, сплетенный из шкимушгара. Один конец риф-сезеня имеет очко или кноп, удерживающий его в люверсе паруса. Служит для завязывания паруса, когда берется риф.

Риф-оперты
— короткие тросы, ввязанные в люверсы и служащие для уменьшения площади паруса при большой ветровой нагрузке на малых парусных.судая.

Рундук
— ящик или ларь, устанавливаемый во внутренних помещениях корабля, для хранения личных вещей-

Рым
— металлическое кольцо для закрепления тросов, блоков, стопоров, швартовных концов и т. п. Рымы устанавливаются на палубе и на фальшборте судов, в носовой и кормовой оконечностях шлюпок, и также на причалах и набережных.

Салинг
— деревянная или стальная конструкция, служапйя для соединения стеньги с ее продолжением в высоту — брам-стеньгой, я брам-

стеньги с бом-брам
-стеньгой и для разноса в стороны брам- и бом-брам-вант. Салинг представляет собой раму из двух продольных брусьев — лон-га-салингов. двух-трех перекрещивающихся с лонга-салингами брусьев — краспици короткого бруса, параллельного краслицам, — чана.

Сваны
— железный конический геоздь (иноща изогнутый) с плоской головкой. Служит для пробивания прядей троса и других такелажных работ.

Свистов
— тонкий трос, соединяющий наружные концы вымбовок, вставленных в таеэда шпиля. Применяется с той целью, чтобы вымбовки не выскакивали из своих мест. в случае если шпиль начнет вращаться в обратную сторону. Свистов служит также и для того. чтобы можно было больше поставить людей на шпиль, так как последний можно вращать за свистов с тем же успехом, что и за вымбовки.

Сей-тали
— тали. основанные между двухшкивными и одношкивны-ми блоками. Применяются для оттягивания стоячего такелажа и для подъема грузов.

Слабина троса
— провисание, излишек нетуго натянутой снасти.

Сплесень
— соединение троса в месте разрыва: место, где сделано сращение оборванного троса,

Стакс&яи
— косые паруса треугольной формы.

Стень-бакштаги
— снасть стоячего такелажа, поддерживающая стеньги.

Стеньга
— рангоутное дерево, служащее продолжением мачты ваерх-В зависимости от принадлежности к той или иной мачте стеньгам даются дополнительные наименования: на фок-мачте — фор-стеньга, на грот-мачте — грот-стеньга и на бизань-мачте — крюйс-стеньга.

Стень-ванты
— снасти стоячего такелажа, с помощью которых стеныа удерживается с боков и чуть сзади.

Стоячий такелаж
— такелаж, который служит для поддержки и укрепления рангоута.

Стравливать
— ослаблять, выпускать трос или снасть до отказа.

Стренди
— составные части троса, из которых скручиваются тросы кабельной работы. Стренди свиваются из прядей, пряди — из каболок, а каболки — из растительных волокон или из проволоки.

Строп грузовой
— приспособление для подъема грузов на гаке стрелы или кране. Изготовляется из растительных или стальных тросов.

Схватка — временное прикрепление конца троса к его средине с помощью линя или шкимушгара.

Такелаж
— все снасти на корабле, служащие для крепления рангоута и для управления им и парусами: разделяется на стоячий и бегучий. Первый служит для поддержки и укрепления рангоута, второй — для уборки к постановки парусов, подъема и спуска частей рангоута грузов и сигналов.

Талреп винтовой
— приспособление для обтягивания стоячего такелажа, штуртроса, лееров и т. п.

Ton
— верхний конец всякого вертикального рангоутного дерева, например мачты, стеньги, флагштока.

Топенант
— снасть бегучего такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.

Травить
— выпускать, ослаблять трос или снасть.

Трап
— так называют на кораблях все лестницы, где бы они ни находились и какой бы они ни были конструкции.

Трап-балка
— балка, имеющая вид невысокой поворотной шлюп-балки, снабженная талями. Служит для поддерживания нижней площадки забортного трапа.

Тренд
— место стыка нижних концов рогов и нижней части веретена адмиралтейского якоря.

Трснцевание — особый вид такелажной работы, заключающийся в следующем: туго растянутый и смазанный смолой трос обвивают по спуску шкимушгаром, линем или тонким тросом, носящим название "трень”, чтобы заполнить ими углубления (борозды) между прядями тренцуемого троса. После этого трень прогоняют по спуску драйком, чтобы она легла вровень и заполнила промежутки между прядями. Это делают для того, чтобы воспрепятствовать скоплению воды в углублениях.

Тросы
— общее наименование канатно-веревочных изделий. В зависимости от материала тросы бывают: стальные, растительные — из волокон трав и растений (пеньковые, манильские, сизальские. кокосовые и др.), комбинированные (из стальных проволок и растительных волокон), а также из искусственных волокон (капроновые, нейлоновые, перлоновые).

Тяжеловес
~- 1. Грузовое место массой 10 т и более. 2. Грузовая стрела для подъема грузов массой более 10 т.

Утка
— точеная деревянная планка или отливка, закрепленная неподвижно и служащая для крепления тонких тросов, например флаг^фалов, фалиней.

Утлегарь
— рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Фалинь
— трос, закрепленный за носовой или кормовой рым шлюпки. Фалы — снасти, служащие для подъема некоторых рангоутных деревьев (реев, гафелей”, парусов (кливеров, стакселей”, флагов- В зависимости от назначения получают дополнительные наименования, например, марса-фал. кливер-фал, сигнальный фал и пр.

Фок
— прямой парус, самый нижний на передней мачте (фок-мачте) корабля. Привязывается к фока-рею.

Фок-марса-реи
— горизонтальное дерево-рангоута, несущее марсель. Фок-мачта — передняя мачта на корабле, т. с. первая, считай от носа к корме.

Фока-рей
— нижний рей на фок-мачте.

Фордун
— снасть стоячего такелажа, являющаяся креплением стеньг. Нижние концы фордувов крепятся к бортам судна, позади вант.

Швартов
— растительный или стальной трос, с помощью которого судно закрепляется у причала (швартовный трос).

Швартовное устройство
~ шпили, кнехты, клюзы, киповые планки, вьюшки и пр., предназначенные для удержания судна у причала или у борта другого судна.

Шканцы
— часть верхней палубы между грот-мачтой и бизань-мачтой.

Шкаторина
— кромка паруса, обшитая ликтросом.

Шкентель
— короткий трос с коушем или блоком, служащий для подъема шлюпок или груза.

Шкентель с мусингами
— растительный трос, на котором через каждые 30--40 сантиметров сделаны кнопы. Служит для лазания вместо трапов, например, в шлюпку, стоящую под выстрелом.

Шкентросы
— короткие веревки, которые одним из своих концов крепятся за люверсы у малых сторон подвесной койки, а другим соединяются у колец, имеющих штерты.

Шкив
— колосо, сделанное из металла или бакаута, насаженное на ось и имеющее по наружной цилиндрической поверхности желоб (кип) для троса.

Шкимугогар
— однопрядный линь, свитый из бородочной пеньки. Обычно свивается из двух или трех каболок.

Шкот
— снасть, закрепленная за нижний угол прямого или нижний задний угол косого паруса (шкотовый угол) и проведенная в направлении к корме судна. Шкоты удерживают в желаемом положении нижнюю шкаторину паруса. Шкотами также называют снасти, закрепленные за верхние углы аварийного пластыря.

Шпиль
— большой ворот с вертикальной осью, служащий для подъема якоря и выбирания швартовных концов.

Штаги
— снасти стоячего такелажа, поддерживающие в диаметральной плоскости вертикальные рангоутные деревья — мачты, стеньги и пр.

Штерт
— короткий тонкий трос или линь, применяемый для каких-либо вспомогательных целей.

Штормтрап
— веревочная лестница с деревянными ступеньками, опущенная по наружному борту или подвешенная к выстрелу и служащая для подъема на корабль.

Юферс
— круглый деревянный блок без шкива с тремя сквозными дырами. На старинных парусных кораблях юферсы ввязывались в нижние концы вант.

 























Все зарегистрированные персонажи и торговые марки
принадлежат их правообладателям и взяты из открытых источников По всем вопросам просим обращаться по электронной почте mariypol9@ukr.net

2008-2017 ©  Информационно-развлекательный сайт "Копилка"